Петербург Александра Друзя

Санкт-Петербург – один из самых великолепных городов мира. Несмотря на ежегодные паломничества миллионов туристов и постоянно прибывающее население, Северная столица России сохраняет свой уникальный характер, мрачное очарование гранитных набережных и остается истинным центром русской культуры и искусства.

Сегодня мы расскажем вам о самых интересных памятниках и скульптурах Санкт-Петербурга. А чтобы наша экскурсия не была похожа на прогулку по стандартным маршрутам, в проводники журнал «Русская мысль» пригласила коренного петербуржца и настоящего знатока, магистра «Что? Где? Когда?» Александра Друзя. В 2018 году, пожалуй, самый знаменитый игрок интеллектуальной телепрограммы «Что? Где? Когда?» выпустил собственный путеводитель по родному городу.

Памятники, о которых рассказывает Александр Абрамович, были установлены Санкт-Петербурге с период с XVIII по XXI век. Одни из них имеют официальный статус, другие приобрели известность благодаря народным легендам. Но у каждого из них есть своя необычная история. Итак, виртуальная экскурсия для самых любознательных путешественников начинается прямо сейчас!

 «Медный всадник», Сенатская площадь

— Это самый первый памятник, который установили в Петербурге. Идея создания памятника Петру I принадлежит Екатерине II. По ее приказу князь Александр Голицын обратился к профессорам Парижской Академии живописи и скульптуры Дидро и Вольтеру, мнению которых Екатерина II полностью доверяла. Специалисты рекомендовали для этой работы Этьена-Мориса Фальконе – он в то время работал главным скульптором на фарфоровом заводе. Мастер приехал в Россию с 17-летней помощницей Мари-Анн Колло.
Мнения об облике будущей скульптуры были самые разные. Например, руководивший созданием памятника Президент Императорской Академии искусств Иван Бельской представлял скульптуру Петра I, стоявшего в полный рост с жезлом в руке, а Екатерина II видела императора, восседающим на коне с жезлом или скипетром. Модель головы Фальконе переделывал несколько раз, но так и не добился одобрения Екатерины II. В результате голову Медного всадника успешно вылепила Колло. Лицо Петра I получилось мужественным и волевым, с широко открытыми и озаренными глубокой мыслью глазами. За эту работу француженка стала действительным членом Российской Академии художеств, и Екатерина II назначила ей пожизненную пенсию в 10 000 ливров. Змею под ногами коня выполнил русский скульптор Федор Гордеев. Далее возникли проблемы с отливкой – ее сложность состояла в том, что скульптура имела три точки опоры и поэтому толщина стенок передней части статуи должна была быть небольшой — не более одного сантиметра.

Фальконе хотел установить памятник на постаменте в виде волны, вытесанном из естественного куска скалы. Известно две истории появления Гром-камня. Согласно первой, чтобы найти нужную глыбу высотой в 11,2 метров, в газете «Санкт-Петербургские новости» опубликовали обращение к частным лицам, желающим найти подходящий кусок скалы. И вскоре откликнулся крестьянин Семен Вишняков, давно приметивший подходящую глыбу около деревни Лахта и сообщивший об этом руководителю поисковых работ. По легенде, именно с этого камня в районе Лахты Петр в подзорную трубу наблюдал за маневрами флота в Финском заливе. Камень, весивший около 1600 тонн, доставляли сначала на платформе до побережья Финского залива, затем по воде до Сенатской площади.

Первоначально памятник хотели установить в честь 100-летия со дня рождения Петра. Но реализация проекта затянулась, и тогда было решено убить «другого зайца». Поскольку Петр стал царем в 10-летнем возрасте, памятник открыли к столетию его восшествия на престол.

Надпись на постаменте – «ПЕТРУ перьвому ЕКАТЕРИНА вторая лѣта 1782» – придумала сама императрица, желая подчеркнуть, что она его наследница, пусть не по крови, но по идеям.

Название «Медный всадник» памятник получил позже благодаря одноименной поэме А.С. Пушкина, хотя на самом деле монумент изготовлен из бронзы.

 

Памятник «Царь-плотник», Адмиралтейская набережная,

— В начале ХХ века была оформлена набережная Невы, и к 200-летию со дня основания Петербурга Николай II подарил городу два памятника Петру. Один из них Царь-плотник, а на симметричном спуске Адмиралтейства – «Пётр, спасающий рыбаков». В 30-е годы оба убрали как не представляющие художественной ценности и переплавили. Но одному из них повезло. Ранее копию «Царя-плотника» подарили в знак симпатии голландскому королю, чтобы его установили Заандаме, где Петр учился корабельному мастерству. И вот 1996 году к 300-летию поездки государя в Голландию Королевство Нидерланды подарило Петербургу копию с копии памятника «Царь-плотник». Скульптуру доставили в город на военном корабле Королевских ВМС Нидерландов 1 августа 1996 г., а 7 сентября установили на набережной рядом со зданием Адмиралтейства.  Церемонию в Петербурге открывал наследный принц Виллем-Александр. Получается, что образ Петра-плотника совершил солидное путешествие – из Российской империи в Голландию, а потом обратно в современную Россию. Памятник, в отличие от большинства, посвященных Петру, – непарадный, но душевный и уютный.

 

Памятник Петру Первому, Петропавловская крепость

— Это последний памятник Ленинграда. Его установили 6 июня 1991 года, а через 6 дней состоялись выборы первого президента России и первого мэра Санкт-Петербурга. Одновременно в городе прошел референдум по поводу возвращения городу имени Санкт-Петербург. И 53% жителей высказались «за». Еще два месяца спустя произошел путч. В итоге город переименовали только 7 сентября 1991 года.

Этот памятник, можно сказать, изображает Петра самым неоднозначным образом. Некоторые горожане до сих пор не понимают идеи автора. Для портрета Петра I скульптор Михаил Шемякин использовал копию слепка прижизненной маски царя, изготовленной Бартоломео Карло Растрелли в 1719 году, снятой мастером для ваяния воскового бюста императора. Памятник имеет сходство не только с прижизненной маской императора, но и со знаменитым артефактом — «Восковой персоной» царя, выполненной Растрелли после его кончины. Шемякин делает парафраз этой восковой персоны — царь сидит здесь точно так, как и она. Во всем остальном виден своеобразный авторский взгляд. В изображении Петра, пожалуй, нарушены все пропорции, кроме роста. В жизни у него были миниатюрные кисти рук и очень маленькие стопы: при росте 2 м.4 см – нога 38 размера! А у шемякинского Петра руки, скорее, напоминают конечности паука. Скульптор как бы намекает на то, что царь простирает свои паучьи лапы повсюду, куда может дотянуться. Большие ступни обуты в стоптанные башмаки – этим автор подчеркивает, что Петр был вечным работником, вечным ходоком. Маленькая голова сидит на очень широких плечах, которые должны вынести все бремя хозяйственного управления страной. Перед нами представлен не парадный портрет императора, а образ человека-труженика, одетого в повседневное платье. Государь одинаково хорошо умел управлять страной, воевать и командовать армией, возводить города, строить корабли, заниматься науками и просветительством.

Долгое время все туристы и петербуржцы пытались усесться на колени бронзового Петра, поэтому вокруг него поставили ограду.

 

Скульптура зайца, спасающегося от наводнения, Иоанновский мост

— Днем рождения города – 27 мая 1703 года – является дата закладки Петропавловской крепости на Заячьем острове. Очевидно, что такое название, еще допетровское, появилось потому, что на острове водились зайцы. Так что я называю эту скульптуру «памятником аборигенам».

Памятник зайцу установили к 300-летию города на одной из бревенчатых свай, которые защищают Иоанновский мост от ледохода. Его создали скульптор-анималист Владимир Петровичев и архитектор Сергей Петченко. У зайчика есть имя – Арсений. Это анаграмма финского эквивалента топонима – Енисаари.

Арсений покидал свое место дважды. Один раз его просто украли, а во второй раз в сваю

врезался один из участников соревнований по водно-моторным видам спорта. Скульптуру доставали со дна реки Кронверки, чтобы восстановить и вернуть на прежнее место.

С ним, как и с некоторыми другими памятниками, связана легенда – если попадешь монеткой на площадку у лап зайца, и она не упадет, можно загадать желание. Как правило, желают стать невидимыми для контролеров и кондукторов и ездить зайцем в общественном транспорте.

 

Скульптура капли, Крапивный переулок, 2

— Символ чистоты петербургских вод открыли в честь завершения работ по строительству узла регулирования стоков главного канализационного коллектора 10 октября 2013 года.

Здесь, под внешне скромным зданием, расположен настоящий подземный город – сооружения уходят на 34 этажа вниз. Система ежедневно очищает огромный объем воды – через очистные сооружения проходит 98% от общего объема городских стоков. Идея этого памятника принадлежит трем людям: Марчел Коробер, Анастасия Иванова, Людмила Клишевич. Реализовал проект архитектор Алексей Тиханов.

 

 Памятник первостроителям Санкт-Петербурга, Сампсониевский сад

— При Петре I на месте сада находилось первое общегородское кладбище для православных и инославных (иностранцев). В ее иноверческой части похоронены многие из знаменитых архитекторов, которые строили Санкт-Петербург: Трезини, Шлютер, Леблон, Маттарнови, Растрелли. У святого Самсона Странноприимца нашли упокоение первые архитекторы-строители, граждане Петербурга: Петр Михайлович Еропкин и Александр Филиппович Кокоринов. Именно этим людям и посвятили свой монумент-мемориал архитектор Вячеслав Бухаев и скульптор Михаил Шемякин. Идея памятника была очень хорошая. Арка из розового гранита, по замыслу авторов проекта памятника, благодаря пересечению ее крестом напоминает «окно в Европу», что является символическим образом самого Санкт-Петербурга, который строили великие зодчие. С восточной стороны арки был установлен бронзовый стол с планом Петербурга, подсвечником, трубкой и черепом. У стола — бронзовый стул. В верхней части свода крепился бронзовый медальон с портретом Петра Великого, а по ее двум сторонам — восемь накладных барельефов из бронзы и текстовые доски из латуни работы Михаила Шемякина, представляющие копии медалей петровского времени, портреты Трезини и Растрелли. Монумент, представлявший собой комнату, производил блестящее впечатление.

Но как видите, сегодня от монумента осталась лишь арка – все ценные элементы были украдены. Вскоре после открытия памятника в 1994 году с бронзового стола исчез подсвечник. В 2000 году большая часть металлических деталей была выломана и похищена. Неизвестные увезли бронзовые стул и стол с атрибутами зодчества — свитком с чертежами, треугольником и циркулем. После кражи бронзового креста символическое «Окно в Европу» превратилось в обычную арку.

 

Памятник жертвам политических репрессий, Воскресенская набережная, 12-14

— Санкт-Петербург стал одним из первых городов России, где был создан мемориал, посвященный жертвам политических репрессий. Созданный скульптором Михаилом Шемякиным и архитекторами Вячеславом Бухаевым и Анатолием Васильевым монумент был открыт 28 апреля 1995 года. В основе мемориала — один из символов Санкт-Петербурга — скульптуры сфинксов, расположенные напротив друг друга на расстоянии нескольких метров. Как вы видите, одна сторона лица и тела сфинксов исхудавшая, так что на боках выпирают ребра и обращена она к жилым домам, а другая сторона, обращенная к Неве и «Крестам» на другом берегу, мертвая. Между фигурами сфинксов, на парапете набережной, из гранитных блоков сооружен крест с окном посередине, похожим на тюремное, с решеткой. И обращено это окно на тюрьму, которая была знаком того страшного времени. На земле также обыграна тема креста, как символа крестного пути, который прошли политические заключенные.

На постаментах сфинксов закреплены таблички, на которых — строки из произведений поэтов и писателей, пострадавших в свое время от политических гонений: Анны Ахматовой и Николая Гумилева, Осипа Мандельштама и Николая Заболоцкого, Александра Солженицына и Иосифа Бродского. Особого внимания заслуживают две таблички. На одной имя Рауля Валленберга, шведского графа и дипломата, который спас жизни десятков тысяч венгерских евреев в период Холокоста, выдавая им в Будапеште шведские паспорта. А когда Красная Армия вошла Будапешт, он исчез. На протяжении долгого времени никто не знал, что с ним. Во время перестройки появилась информация, что он был задержан СМЕРШем и переправлен в Москву, а затем якобы умер в тюрьме на Лубянке. С другой стороны, некоторые говорили о том, что видели его в наших лагерях. То есть судьба человека, который спас тысячи жизней, так и осталась неизвестной. А вот, на мой взгляд, самая сильная табличка – на ней следы от пуль в честь всех безымянных и погибших.

 

Памятник экипажу миноносца «Стерегущий», Александровский парк

— Во время русско-японской войны английская «The Times» опубликовала статью о героическом подвиге экипажа российского миноносца «Стерегущий». В ней рассказывалось о том, как февральским утром 1904 года вблизи Порт-Артура «Стерегущий» вступил в бой с 14 японскими кораблями. Силы были неравными – сначала корабль потерял управление, потом ход. Вскоре русские орудия замолчали. Посчитав, что весь экипаж миноносца погиб, японцы решили захватить корабль в качестве трофея. К тому моменту на борту в живых осталось два матроса. Они спустились в трюм, открыли кингстоны и затопили корабль, когда японцы уже подали на него буксир. В том бою погибли капитан, все офицеры и почти все нижние чины. Газета «Новое время» статью перепечатала, и легенда о моряках, которые предпочли героическую смерть бесславному плену, пошла по России.

Пять лет спустя было решено увековечить память героев. Однако, когда скульптор Изенберг почти завершал работу над памятником, специальная комиссия, расследовавшая обстоятельства гибели корабля, представила Николаю II доклад, в котором говорилось, что «Стерегущий» затонул сам от множества пробоин, никаких кингстонов в машинном отделении корабля никогда не было, все это оказалось плодом фантазии журналистов. Прочитав доклад, царь не стал отменять установку памятника, собственной рукой начертав: «Считать, что памятник сооружен в память геройской гибели в бою миноносца «Стерегущий». Николай II лично присутствовал на открытии памятника, чтобы показать, что разоблачение легенды нисколько не умаляет подвига корабля.

Памятник открыли весной 1911 года. Имена офицеров и матросов «Стерегущего» высечены на мемориальной доске, установленной с обратной стороны монумента. Реализованная в бронзе идея такова: корабль тонет, льющаяся вода доходит уже до пояса двух смельчаков, но матросы продолжают открывать кингстон. Благодаря встроенной системе труб, в летнее время вода действительно лилась и скапливалась в небольшом бассейне у основания. Со временем она начала разрушать памятник, и в 1935 году ее перекрыли. В 1947 году система водоснабжения заработала вновь, но через четверть века воду перекрыли уже навсегда, а систему труб разобрали. На меня, выросшего на Петроградской стороне, этот памятник всегда производил неизгладимое впечатление, особенно когда воду включали. Несмотря на то, что героическая история оказалась всего лишь красивой легендой, памятник стал символом верности Родине, мужеству российских моряков.

 

Памятник зодчим Петербурга, Александровский парк

— Эта скульптурная группа стала перекликается с памятником первостроителям Шемякина. Только в отличие от него автор Александр Таратынов собрал здесь зодчих практически за полтора века. Получился целый комплекс, где представлены уменьшенные в 33 раза копии наиболее выдающихся архитектурных сооружений Петербурга: Петропавловская крепость, Зимний Дворец, Адмиралтейство, Биржа,  Казанский собор, Михайловскмй замок, Исакиевский собор, здания Сената и Синода. Есть там и храм Спаса на Крови, но при этом изображения его архитектора Альфреда Парланда среди статуй зодчих нет. Около большого стола, на котором развернута карта, расположились восемь великих архитекторов. Стоят — Воронихин, Баженов и Растрелли, сидят — закинув ногу на ногу Монферран, далее следует (по часовой стрелке) — Трезини в парике и с циркулем в руке, рядом с ним — Росси с пером и Захаров с тростью, напротив Трезини и у пустующего стула — Тома де Томон. А на все это с возвышения любуется тот, в честь кого назван город – апостол Петр. Скульптурную композицию «Зодчие» открыли в 2011 году, а через 7 лет разразился скандал. Выяснилось, что автор нашел гравюру с портретом Тома де Томона в интернете, а на нем оказался совершенно другой человек — шотландский химик Томас Томсон. Изображения Тома де Томона не сохранилось, может быть, именно поэтому он и сидит спиной к публике в отличие от всех остальных.

За небольшое время, прошедшее со дня открытия, у памятника уже появилась своя легенда. Говорят, что люди, затеявшие строительство, должны посидеть на стуле рядом с великими. Тогда будущее сооружение будет надежным и долговечным.

 

Памятник Подвигу ленинградских пожарных, Большой проспект Васильевского Острова, 73

— Памятник установили перед зданием пожарной части №9 в 1983 году. А каланча построили еще в XIX веке – обратите внимание на сигнальный флагшток. По количеству шаров, которые поднимались на башне, можно было определить, какой интенсивности в какой части города пожар. Практически все такого рода башни находились на виду и в виду друг у друга, а наверху всегда дежурил пожарный.
Во время блокады город сильно бомбили и обстреливали, и соответственно пожарные гибли не меньше, чем мирные жители. Потому и было решено поставить памятник, посвященный мужеству, силе духа и самоотверженности ленинградских пожарных, спасавших свой город от огня в годы Великой Отечественной войны. Как можно легко увидеть, скульптор Левон Лазарев вдохновлялся древнеримской скульптурной группой змееборца Лаокоона и его сыновей. Только у родосских ваятелей были три персонажа, а здесь два. И показана такая же борьба со змеями, которых олицетворяют пожарные шланги.

В 1985 году памятник внезапно исчез с глаз публики – его перенести во двор здания. Причина такого решения стало неловкое положение, в котором «оказался» памятник Ленину. Владимир Ильич стоял поблизости, и создавалось полное ощущение, что пожарный, у которого в руках топорик, гонится за ним. На прежнее место огнеборцы вернулись только в апреле 1995 года.

 

«Памятник Василию Корчмину», 7-я линия Васильевского острова, 34

— Памятники открыли 24 мая 2003 г. в рамках празднования 300-летия Петербурга. Из всех легенд о происхождении названия Васильевского острова самой популярной стала легенда о Василии Дмитриевиче Корчмине. Он был сподвижником Петра I, главным царским инженером, разведчиком, дипломатом. В составе Великого посольства обучался военно-математическим наукам за границей. Позже эти знания ему пригодились во время боевых действий – он участвовал во всех основных петровских баталиях.

Корчмин был бомбардир-поручиком артиллерийской роты Преображенского полка, а командовал ею сам Петр. На острове стояла батарея Корчмина, которая должна была оборонять новый город при подходе к нему шведского флота. Обычно говорят, что она расположилась на стрелке, но это чушь, потому что стрелка на восточном конце, а она, очевидно, стояла на западном. Так вот, по легенде, Петр I, посылая приказы в на эту батарею, адресовал их так: «К Василью на остров».

На самом деле это, скорее всего, легенда. Когда-то эти земли принадлежали Новгороду – так называемая Невская пятина. Упоминание Васильевского острова встречается еще в новгородских летописях — земля, принадлежащая одному из новгородских посадников Василию.

 

Памятник конке, 6-7 Линия Васильевского Острова 

— Конка была одним из первых видов общественного транспорта в Петербурге. Первая конка появилась в Петербурге 27 августа 1863 года. Я бы сказал, что конка сыграла в Петербурге не столько положительную, сколько отрицательную роль. Договор, подписанный с обществом, которое владело конкой, не давал возможность устроить в городе трамвай вплоть до 1907 года, поскольку вся трасса городских рельсов принадлежала обществу конки. И лишь после того как истек договор, начали использовать электрический трамвай. А до этого каждый год, начиная с девятисотых годов, устраивали временную трамвайную линию на переправе между Адмиралтейским и Петроградским островом в самом широком месте Невы. Но и после начала эры трамваев конка продолжала служить горожанам — до 1917 года.

Памятник конке установили в 2004 году, взяв за образец вагон 1872-1878 гг. Детали восстанавливали по чертежам завода Путилова – их нашли в Центральном архиве. В качестве места установки Васильевский остров был выбран неслучайно – именно здесь проходило самое большое количество маршрутов конки.

В 2005 году памятник дополнили новыми «персонажами» – скульптурами двух лошадей, еще через четыре года у них появился вагоновожатый-кучер. Его одежду воссоздали по историческим фотографиям, записям «Ленфильма» и по материалам. Даже пуговицы кучерского сюртука, с гербом России, сделаны по слепкам с пуговиц оригинальной форменной одежды кучеров, сохранившихся на студии «Мосфильм».

В вагончике долгое время находился пункт продажи билетов на поезда и самолеты, который закрылся с началом пандемии коронавируса.

 

Памятник академику Сахарову, площадь А. Сахарова

— Посмотрите, фигура Андрея Дмитриевича не стоит, а как бы парит, словно лишена веса. И в то же время руки заведены назад, будто это сложенные крылья ангела. Автор скульптуры Левон Лазарев хотел показать, что Сахаров был божьим человеком не от мира сего. Судьба у памятника оказалась очень непростой. Сначала после смерти академика здесь установили закладной камень. Тогда же было объявлено, что в 1997 году на него поместят памятник Сахарову. Но в 1997 году поменялось руководство города — вместо Собчака на пост губернатора пришел Владимир Яковлев, и решение вопроса о памятнике отложили. Впоследствии против монумента установки выступал университет, потому что на этой площади каждый год проходила линейка первокурсников. Неизвестно, сколько бы продолжалась эта неопределенность, если бы не настойчивость и авантюризм инициативной группы. Памятник установили в ночь с 3 на 4 мая 2003 года практически нелегально. А 5-го, накануне дня рождения Андрея Дмитриевича, открыли. Чтобы мероприятие не сорвали, организаторам пришлось выдумать, что на открытие приедут два бывших президента —  Ельцин и Горбачев. Ни тот, ни другой не приехали, конечно. Но зато памятник установили, и он на своем месте по сей день.

 

Памятник Чижику-пыжику, 1-й Инженерный мост, напротив дома №12/1

— Это самый маленький памятник в Санкт-Петербурге. Его высота всего 11 сантиметров, а вес – 5 килограммов. В 1835 году на набережной Фонтанки было основано императорское училище правоведения. Его студенты носили форменные пыжиковые шапки и зеленые мундиры с желтыми обшлагами и петлицами, поэтому за ними закрепилось прозвище Чижики-Пыжики. Что касается известной песенки о том, как Чижик-Пыжик «на Фонтанке водку пил», то сохранились воспоминания очевидцев о том, что «Чижики» из училища правоведения часто посещали расположенный неподалеку трактир и бродили вдоль Фонтанки в нетрезвом виде. С идеей увековечить птичку, ставшую символом этого района, в 1994 году, накануне третьего фестиваля юмора и сатиры «Золотой Остап», выступил писатель Андрей Битов. Автором скульптуры стал Резо Габриадзе, архитектором проекта был Вячеслав Бухаев. По первоначальному замыслу Чижик — Пыжик должен был пить воду из Фонтанки, но памятник монтировали зимой, и установке у кромки воды помешал лед на реке.

Чижика похищали уже семь раз – подплывали на лодке и отвинчивали. Несколько раз птичку приходилось отливать заново.

Если хотите, чтобы после принятия алкоголя у вас никогда не шумело в голове, надо прийти к памятнику и бросить монетку так, чтобы она осталась лежать на постаменте рядом с Чижиком. А дети бросают монетку просто так, за компанию.

 

Памятник «Петербургскому фотографу», улица Малая Садовая, д.3

— Памятник работы архитектора Евгения Домрачева и скульптора Бориса Петрова открыли в январе 2001 года. Он является собирательным образом петербургских фотографов конца XIX — начала XX вв. И с этим памятником связана примета: если вы хотите всегда удачно получаться на фото и видео, потрите отставленный мизинец бронзового фотомастера.

Место для установки памятника было выбрано не случайно. В этом доме со стороны Невского проспекта более тридцати лет располагалось известное ателье фотографа Его Императорского Величества Карла Карловича Буллы. Одно время Булла был единственный, кто имел дозволение от полиции на проведение «всякого рода фотографических работ вне дома». У него фотографировались августейшие особы, ученые и писатели, политики и артисты. Один из его знаменитых снимков, сделанных с крыши — расстрел демонстрации на углу Невского проспекта и Садовой улицы 4 июля 1917 г., когда большевики в первый раз пытались захватить власть и шли с лозунгами и оружием в Таврический дворец. Многие здания и достопримечательности Санкт-Петербурга сохранились только на снимках Карла Буллы и его сыновей.

А в блокадные годы на углу Невского и Малой Садовой были смонтированы застекленные витрины. В них еженедельно обновлялась фотохроника.

 

Памятник коту Елисею и кошке Василисе, ул. Малая Садовая, 3 и 8

— В Петербурге часто устанавливают малые скульптуры, которые не являются памятниками. Но с годами они обрастают народными легендами и таковыми памятниками становятся. Сейчас мы стоим перед одним из них. 25 января 2000 года на оконном отливе появился кот Елисей, а 1 апреля на доме напротив – кошка Василиса. Обоих создал скульптор-анималист Владимир Петровичев. Во время блокады всех кошек в Ленинграде съели, трупы умерших людей лежали на улицах, и расплодились крысы. Чтобы в городе не началась эпидемия, было решено завезти несколько эшелонов кошек. Первые четыре вагона с животными привезли из Ярославля сразу после блокады, а к концу войны около пяти тысяч крысоловов доставили из Сибири – их миссия была в том, чтобы очистить от грызунов «Эрмитаж», музеи и дворцы города. В честь кошек, спасших город во время войны, и появились эти необычные памятники.

В 2014 году Василиса пропала с фасада, после трехмесячного отсутствия ее обнаружили в столице и вернули в Петербург.

Те, кто хотят поймать удачу «за хвост», приходят сюда и подбрасывают – считается, что, если она приземлится рядом с фигуркой, не упав вниз, человеку обязательно повезет, особенно в любви.

 

Памятник «Носу майора Ковалева», дом № 36/11 на пересечении проспектов Римского-Корсакова и Вознесенского

— Нос майора Ковалева, героя повести Николая Васильевич Гоголя, появился благодаря творческому тандему художника Резо Габриадзе и скульптора Владимира Панфилова с подачи актера и режиссера Вадима Жука. Его установили 27 ноября 1995 года во время проходившего в Санкт-Петербурге фестиваля сатиры и юмора «Золотой Остап». Почему носом решили украсить дом именно на Вознесенском проспекте, понятно — цирюльник обнаружил его в своем хлебе именно здесь. Розовый гранит, из которого сделан нос, привезли с родных писателю украинских просторов. И цвет неслучаен: действие повести происходит в марте, вот нос и покраснел от холода. Вместе с небольшой серой известняковой плитой нос весит около 100 кг. Характер гоголевского персонажа, который гуляет сам по себе, отразился и на судьбе памятника. В 2002 году нос майора Ковалева исчез. «Вынюхивает тайны по закоулкам» — тут же начали шутить петербуржцы. Нашли доску с уже полуразбитым носом лишь спустя год в одной из парадных дома № 15 на Средней Подьяческой улице. За это время авторы успели изготовить копию. От оригинала она отличается более скромными размерами и наличием бородавки. Чтобы второй нос не пропал даром, им украсили фасад нового выставочного зала Музея городской скульптуры в Чернорецком переулке, 2.

А знаете, что интересно? В 2008 году, в День филолога, во дворе филологического факультета СПбГУ установили еще один памятник носу работы скульптора Тимура Юсуфова. Высеченный из камней, присланных крупнейшими университетами мира, он стоит на тонких и кривых ножках и в шинели.

 

Памятник писателю Сергею Довлатову, перед домом № 23 на улице Рубинштейна

— Памятник установили 4 сентября 2016 года, приурочив к 75-летию со дня рождения писателя. Почему именно здесь? Довлатов жил в доме 23 на улице Рубинштейна с 1944 по 1975 годы. И это дало толчок к развитию идеи композиции – писатель как будто выходит из своей квартиры к читателям. Автор памятника скульптор Вячеслав Бухаев собирался сделать одним из элементов композиции сигарету, поскольку Довлатов много курил. Однако в итоге он отказался от этой затеи из-за вандалов, которые, по его мнению, стали бы «стрелять» сигарету у писателя.

 

Памятник бездомной собаке Гаврюше, ул. Правды, 13

— Первоначально статую поставили 8 октября 1999 года во дворе дома 7 на улице Малая Садовая. Скульптор Виктор Сиваков просто подобрал на улице собаку, назвал ее Гаврош. Неожиданно выяснилось, что она девочка, и тогда имя пришлось трансформировать в Гаврюшу. Так появилась идея скульптуры. Во время открытия кто-то ляпнул, что собака исполняет желания. И тут началось. Люди писали свои желания повсюду на окрестных стенах. Тогда в 2001 году рядом с собакой во дворе повесили ящик для желаний, но ручки есть у всех, а бумага — нет. Жителям все это надоело, и через восемь лет они обратились к властям с просьбой, чтобы скульптуру убрали. Ее перенесли в другое место. С 1 июня 2007 года постоянным местом жительства Гаврюши стал сквер на улице Правды. Здесь писать негде, но посмотрите – чтобы с учебой все было в порядке, студенты находящегося

рядом института кино и телевидения «подкармливают» собаку шоколадными конфетами (во рту у собаки мы обнаружили три конфеты)

 

Скульптура «Петербургский ангел», Измайловский сад

— «Петербургский ангел» приземлился на спинку скамейки Измайловского сада 12 октября 2012 года как одна из работ-победительниц, представленных на симпозиуме по городской скульптуре. Бронзовый ангел не слишком роскошно и модно одет, сидит на скамеечке и читает интересную книжку. Художник-кукольник Роман Шустров посвятил свою замечательную скульптуру старикам из своего детства, носителям особенной душевной культуры и интеллигентности. Пережив все невзгоды первой половины 20-го века – голод, сталинские репрессии, блокаду – они сохранили в себе оптимизм. Это – памятник настоящим питерским старым интеллигентам, которых, к сожалению, остается все меньше и меньше.

В октябре 2015 года ангел стал жертвой собственной популярности – потерял свой зонтик. Нет, на этот раз не воры и не вандалы – элемент отвалился под напором желающих сделать селфи со скульптурой.

Печально и символично, что 15 мая этого года ангел осиротел. Его автор Роман Шустров умер от двухсторонней пневмонии.

 

Памятник человеку-невидимке, набережная Фонтанки, 132

— Сейчас постамент пуст, но с 1892 по 1931 годы здесь был бюст Александра II. Здание психоневрологического диспансера № 7, рядом с которым он установлен, в прошлом занимала Александровская больница для рабочих. Ее построили по личной инициативе и всецело на пожертвования Александра Второго. И после трагической кончины государя благодарные люди решили воздвигнуть в память о нем монумент. Но при советской власти от всех увековеченных царей избавлялись. По слухам, бюст Александра II сбросили прямо в Фонтанку. В 30-е годы на его место водрузили памятник вождю мирового пролетариата. Но и он впоследствии исчез. С легкой руки неведомого шутника на конструкции появилась надпись «Человек-невидимка», отсылающая к герою одноименного романа Герберта Уэллса. Ее регулярно стирают и закрашивают, но буквы, как легендарное пятно в Кентервильском замке, появляются вновь. Я поддерживаю горожан и обращаюсь к властям: либо восстановите памятник, либо не замазывайте надпись – народная фантазия неудержима. А пока человек-невидимка охотно уступает свое место любому желающему «установить» и сфотографировать памятник себе.

 

Памятник Дружбы двух столиц, ул. Бассейная, 12

— Это последний проект (установлен в 2017 году) архитектора и скульптора Вячеслава Бухаева. Идея довольно прозрачная – как видим, на монументе выбито двустишие скульптора: «Поребрик – здесь, бордюр – в столице, давайте вместе веселиться». Именно поэтому памятник установлен в Московском районе Санкт-Петербурга. В композиции «Московский бордюр», изготовленный из красного гранита, «обнимается» с высеченным из серого «Питерским поребриком». Каждый украшает улыбающийся «смайлик».

. На самом деле поребрик и бордюр – это не два названия одного элемента. Это разные виды установки бортового камня. Бордюр идет вровень с тротуаром, а поребрик выше него. Проще говоря, о поребрик люди спотыкаются с двух его сторон, а о бордюр – только с одной.

Досье

Александр Друзь родился 10 мая 1955 года в Ленинграде. Окончил Индустриально-педагогический техникум профессионально-технического образования в 1975 году и Ленинградский институт инженеров железнодорожного транспорта им. академика В. Н. Образцова по специальности «ЭВМ» в 1980 году. В телепрограмме «Что? Где? Когда?» впервые появился в 1981 году. Шесть раз награждался «Хрустальной совой», как лучший игрок интеллектуального клуба (1990, 1992, 1995, 2000, 2006, 2012). Обладатель «Бриллиантовой совы» (приза лучшего игрока по результатам 2011 года). В 1995 году стал первым магистром в истории телеигры.

Чемпион телевизионной игры «Брэйн ринг» в 1990, 1991, 1994 годах. В телевизионной «Своей игре» выигрывал «Линейные игры» (1995), «Суперкубок» (2003), был капитаном команды, выигравшей III Кубок Вызова (2002), установил абсолютный рекорд результативности за одну игру — 120 001 рубль.

Автор и ведущий интеллектуальных игр и познавательных программ на различных телеканалах.
Со школьных лет увлекается краеведением.

В домашней библиотеке Друзя более 3000 книг. Его любимые писатели: Марк Твен, Ярослав Гашек, Илья Ильф, Евгений Петров.

В 2018 году у Александра Друзя вышла книга «Петербург: пешком по городу», а годом позже – книга детских рассказов и стихов «Эня, Томас и другие».

ФОТО: Татьяна БАДАЛОВА

Подготовлено для журнала «Русская мысль».