Самое увлекательное в керамике — это волшебство самого процесса. И конечный результат здесь предугадать почти невозможно, как и при любом взаимодействии человека со стихией. Глину не получится приструнить, она очень своевольная, с ней необходимо договариваться. Работа с материалами учит смирению, терпению, дает возможность узнать себя лучше. А сколько всего можно узнать о человеке, если понаблюдать за тем, как он творит с помощью глины…
За гончарным кругом в керамической студии «Лисий остров», что на Васильевском острове Петербурга, можно увидеть самых разных людей. Это и влюбленные пары, и дети с особенностями в развитии, и целые семьи. А после того как в стенах мастерской родился проект «Теплое искусство», ее частыми гостями стали знаменитости. Созданные ими работы впоследствии распродают на благотворительном аукционе.
В начале 2020 года на Острове побывала чета Шклярских. Отзывчивый на различные творческие предложения, Эдмунд Мечиславович с интересом отнесся к идее погончарить да еще и с такой благородной целью.
— У каждого из нашей студии своя история любви к группе «Пикник», свое представление о лидере группы, свое понимание текстов, — рассказывает хозяйка студии Лена Ле. — Какого же было наше удивление, когда мы увидели человека без смокинга или на худой конец френча (смеется). Шутка, конечно, но все же образ реальный с виртуальным разошелся. И нет большей радости знакомиться с живым и настоящим человеком, особенно такого уровня «настоящести».
После чаепития, во время которого музыкант сделал первые наброски своей работы вместе с художником-керамистом, супругов пригласили, можно сказать, к станку. У каждого был свой мастер и своя идея, и оба были очень увлечены процессом.
— Идею своей работы Эдмунд Мечиславович придумал заранее, а детали пришли в процессе разговора с мастером. За гончарным кругом была создана ваза по мотивам образа «живой виолончели» — героини множества концертных шоу и клипов. Елена Павловна решила сделать пиалу.
Своим выбором маэстро удивил сотрудников Острова. Обычно новички берутся за простые формы, но ваза – изделие довольно сложное, на изготовление которого решится не каждый. Тем интереснее, что работал Эдмунд над своим творением быстро и достаточно уверенно, словно видел процесс немного вперед.
— Так бывает редко, когда к нам приходят люди, не знакомые с гончарным искусством, — говорит Лена, — но не нужно забывать, что Эдмунд Мечиславович — художник. Он показался нам очень выдержанным, рассудительным человеком. Каких-то «провальных» моментов не было, либо эмоционально они были снивелированы.
В память о своем визите на Остров звездные гости оставляют автографы на глиняных табличках.
— Поскольку коллектив у нас в основном женский, мы попросили Эдмунда Мечиславовича также нарисовать нам что-нибудь на глиняных заготовках-кулонах.
Вся работа заняла не больше двух часов, и полученный результат понравился не только супругам — его оценили и керамисты-наставники.
Изумительно, но в каком бы раздраженном настроении и уставшем состоянии ни сел человек за гончарный круг, стоит взять глину в руки – и его эмоциональный фон изменяется. Художник же и вовсе готовится к встрече с материалом заранее, старается визуализировать свою идею, рассматривая со всех сторон и ощупывая внутренним зрением будущие детали. Поэтому было так интересно наблюдать за творческим процессом Эдмунда Шклярского. Иногда казалось, что он не просто вылепляет вазу, а создает что-то живое, столько острого внимания было сосредоточено на ней. И вспомнился знаменитый библейский рассказ о том, что человек был сотворен из глины. Так приятно «быть Богом», когда тебе подвластно и слово, и звук, и краски, и глина. Главное — использовать эти бесконечные возможности в созидательных целях, чем уже более 40 лет занимается Эдмунд Мечиславович.
Продолжение следует…
Другие главы по ссылкам:
Книга «Говорим и показываем: ЭДМУНД ШКЛЯРСКИЙ». Глава «Сердце не может молчать»
Книга «Говорим и показываем: ЭДМУНД ШКЛЯРСКИЙ». Глава «Завещано ему иллюзиям служить»
Книга «Говорим и показываем: ЭДМУНД ШКЛЯРСКИЙ». Глава «ЛЕНКЛУБ»
Книга «Говорим и показываем: ЭДМУНД ШКЛЯРСКИЙ». Глава «Когда все птицы выйдут из клеток»
Книга «Говорим и показываем: ЭДМУНД ШКЛЯРСКИЙ». Глава «Несломанные игрушки»